Государство планирует сократить количество ЭТП, осуществляющих торги по ФЗ 223

В ближайший год планируется начать сокращение количества электронных торговых площадок, организующих аукционы по государственным закупкам, регулируемым законом ФЗ 223. Эта мера назрела уже давно, считают экономисты.

Результаты участия в аукционах государственных компаний нередко вызывают много вопросов. Услуги и товары приобретаются по ценам на 10-20%, а иногда на 100-200% выше среднерыночных. Правительство РФ хочет пресечь нецелевую трату средств и сделать процедуру закупок более прозрачной.

Чем сокращение количества ЭТП сможет помочь малому бизнесу, попробовали разобраться специалисты компании “ТаймКредит”.

Какова ситуация сегодня?

По словам председателя правительства России Д.А. Медведева, госкомпании совершают закупки по некоторым видам материалов по стоимости. превышающей среднерыночную от 37% до 295%, топливо покупается на 7-10% дороже, продукция металлургии - на 18%, а превышение цен в закупках государственных энергокомпаний может достигать 94%. При этом общий объем закупок государственных компаний превышает 17,5 триллионов рублей.

При этом торги по Федеральному закону №223 не отличаются прозрачностью. Невозможно точно отследить, как выбирается победитель торгов, на основании каких критериев сделан этот выбор, и насколько добросовестно выполняются обязателсьотва заказчиков и поставщиков товаров/услуг.

В результате получатся, что значительные суммы из бюджетов госкомпаний расходуются фактически бесконтрольно.

Кто отслеживает сложившуюся ситуацию на рынке? Федеральная антимонопольная служба, средства воздействия которой на необросовестных заказчиков весьма ограничены. ФАС может возбудить проверку деятельности компании, но ничего не может сделать с электронной торговой площадкой, допустившей нарушения в процедуре проведения торгов.

Сейчас на российском рынке действуют свыше 120 ЭТП, ведущих аукционы по ФЗ 223. Насколько эффектвина их деятельность, сказать сложно:

  • Нет законодательных актов, которые могли бы четко регулировать их деятельность;
  • Нет ограничений на создание ЭТП, что позволяет регистрировать площадки-однодневки и проводить торги через них;
  • Нет ограничений на участие в создании ЭТП зарубежных компаний и фирм с капиталами, размещенными в офшорных зонах;
  • Нет ограничений на создание собственных торговых площадок государственными компаниями.

В результате на рынке закупок по ФЗ 223 по итогам 2014 года сложилась следующая ситуация:

  • 90% торгов было проведено на 10 крупнейших площадках, остальные 10% были проведены на 110 ЭТП;
  • Из “топового списка” площадок три находятся под контролем иностранных юридических лиц, а пять - имеют аффилиативную связь с госкорпорациями.
  • Были выявлены случаи утечки конфиденциальной информации, когда закрытые данные компании были предоставлены другим участникам аукциона;
  • Вскрывались факты использования “технических сбоев” в работе площадок для блокирования подачи заявок от “сторонних” компаний;
  • Регистрация госкомпаниями собственных ЭТП позволяет производить закупки у своих же подразделений;
  • Регистрация и аккредитация на некоторых ЭТП сделаны таким образом, что позволяют “отсеивать” организации, допуская к торгам только “своих” подрядчиков.

В целом на рынке торгов по ФЗ 223 сложилась неоднозначная ситуация. Государство не может контролировать деятельность торговых площадок и обеспечивать их честную конкуренцию, что позволяет госкомпаниям осуществлять “серые” закупки по аукционам с заранее определенными победителями. С другой стороны, 5 крупных ЭТП, ведущих торговлю по ФЗ 44, стремятся сделать торги более открытыми и активно борются с коррупцией и договорными тендерами.

Чем опасна для малого бизнеса сложившаяся ситуация?

Правительство активно пытается привлечь малый бизнес к участию в государственных торгах, однако имеющиеся в России условия не способствуют этому. Эффекта не дала попытка введения квот и долей на закупку у субъектов МСБ, другие меры, которые будут более действенны, еще только разрабатываются. Поэтому сейчас малый бизнес не стремится участвовать в государственных аукционах, даже при том, что экономическая ситуация остается нестабильной и реальные доходы населения и компаний падают.

Причина нежелания налаживать взаимовыгодное сотрудниство с государством - непрозрачность самой процедуры проведения гос. торгов. Небольшие компании и ИП не верят в возможность победы, поэтому не желают тратить свое время и средства на участие в госзакупках.

Правительство РФ видит один выход для того, чтобы ситуация коренным образом изменилась, - ужесточение контроля в сфере государственных закупок. Именно с такой инициативой выступает правительство.

Как планируется сократить количество электронных торговых площадок?

По заявлению разработчиков законопроекта, уменьшение количества действующих ЭТП будет вызвано серьезным ужесточением требований к их деятельности. Сейчас таковые практически отсутсвуют.

То есть, если законопроект вступит в силу, на рынке теоретически могут продолжить работу все существующие сейчас площадки. Тем не менее, специалисты оценивают такую вероятность близкой к нулю. По прогнозам экспертов, при ужесточении требований реально вести свою деятельность на рынке смогут не более 5-10 компаний.

Чтобы слова не остались на бумаге, контроль за исполнением закона планируется передать ФСБ, ФНС и Минкомсвязи. Для отслеживания процесса госзакупок собираются использовать центры обработки данных налоговой службы, недавно развернутые в России.

Все банковские операции, которые не подпаают под категорию государственной тайны, так же будут обрабатываться в дата-центрах на предмет обнаружения нарушений.

Параллельно с принятием нового закона планируется редактирование КоАП, что позволит ужесточить наказание за нарушение в сфере электронных торгов. Так, в самом жестком варианте, нарушитель может лишиться свободы на срок от 3 до 5 лет.

Показательно, что некоторые крупные госкорпорации уже выступают против нововведений. Ведь, если изменения вступят в силу, то ответственность менеджеров среднего и высшего звена за эффектвиность расходования средств резко возрастет.

Резюмируя вышесказанное

По прогнозам экспертов, нововведения возможны не раньше чем через год-два. Это время понадобится для проработки законодательной базы и проведения законопроекта через Государственную Думу. Предполагается, что правительтво встретит на этом пути достаточно сильное сопротивление, и ему понадобиться проявить политическую волю, чтобы внести порядок в сфере электронной торговли. Но если закон будет принят, для малого бизнеса откроются новые возможности в сфере гсозакупок по ФЗ 223.

Уменьшение количества площадок и повышение прозрачности процедуры даст возможность предпринимателям честно конкурировать друг с другом без опасения попасть на “договорные” торги. В настоящий же момент основная надежда малого бизнеса - правильный выбор тендера на одной из крупных электронных торговых площадок. Подобрать такой аукцион могут помочь специалисты компании “ТаймКредит”.