Преференции по 223-ФЗ с 2017 года

После принятия санкций в отношении России Правительство страны начало всячески поддерживать отечественных производителей. Одной из мер поддержки стало введение с 2017 года преференций в отношении закупок, осуществляемых по 223-ФЗ.

Преференции предоставляются при осуществлении закупок любым из существующих конкурентных способов.

Конкурс, запрос котировок, запрос предложений

Теперь при рассмотрении заявок на участие в конкурсе и других видах закупок, предполагающих оценку заявок, заказчик предоставляет привилегию в 15% российским товарам. То есть, если в закупке участвуют одновременно отечественные и зарубежные товары, то стоимость каждой единицы российского продукта оценивается как цена предложения минус 15%. При этом в случае победы отечественного поставщика договор с ним заключается по предложенной цене без применения 15%-ной скидки.

Пример:
Цена отечественного товара — 2 200 рублей.
Цена импортного товара — 2 000 рублей.
Победителем признается российский поставщик, поскольку цена его товара в данном случае определялась как 2 200-15%=1870 рублей.

Контракт заключается исходя из стоимости 2 200 рублей за единицу товара.

Постановление Правительства, вводящее понятие преференции, не устанавливает перечень товаров, к которым эти правила применяются. Следовательно, привилегии действуют для любых групп товаров и/или услуг. Кроме того, исполнитель не должен доказывать, что товар произведен именно в России, достаточно лишь указать страну происхождения в конкурсной заявке.

Принцип приоритета для аукционов

При проведении электронного аукциона приоритет действует следующим образом. Если в заявке победителя аукциона доля российских товаров 50% или менее, то контракт с ним заключается по последней цене минус 15% (при условии, что к аукциону были допущены заявки, в которых доля российского товара составляет более 50%).

Требования к документам

Для обеспечения надлежащего исполнения Постановления о преференциях заказчики в обязательном порядке должны отразить в положении о закупках и конкурсной документации следующие моменты:

  1. Участник закупки декларирует страну происхождения предлагаемого товара и несет ответственность за предоставление недостоверной информации.
  2. Отсутствие в заявке страны происхождения не является основанием для ее отклонения. В этом случае исполнитель рассматривается как поставщик товаров зарубежного производства.
  3. Исполнители признаются отечественными поставщиками и подрядчиками при условии наличия документов, подтверждающих их регистрацию на территории РФ.
  4. В случае признания победителя закупки уклонившимся от заключения договора, контракт заключается с поставщиком, предложившим лучшие, чем победитель конкурса, или аналогичные условия исполнения договорных обязательств.
  5. В рамках исполнения договора, заключенного с предоставлением преференций, не допускается замена страны-производителя. Исключение — замена иностранных товаров отечественными при условии соответствия качества и потребительских свойств замещающего товара характеристикам, заявленным при заключении контракта.

Оценка претендентов, заключение и исполнение контрактов должны осуществляться в соответствии с новыми правилами с 1 января 2017 года. Если вам как участнику закупки не была предоставлена положенная привилегия, смело можно жаловаться в органы, уполномоченные для рассмотрения жалоб участников закупок.