По дороге к прозрачности госзакупок - какие меры предпринимает государство?

Коррупция и договорные аукционы по-прежнему остаются одной из основных причин отказа малого и среднего бизнеса от участия в государственных торгах и гос. закупках. Система выявления победителей не всегда бывает прозрачной, да и контроль за ходом подготовки и проведения торгов не осуществляется на должном уровне.

В результате часть госзаказов отдается в руки “знакомым”, а компании, не имеющие “связей” вытесняются с региональных рынков. Причем схем махинаций может быть множество - от сокрытия или искажения информации о проведении торгов до необоснованных претензий к качеству поданных заявок.

Специалисты компании “ТаймКредит” решили разобраться в том, какие меры предпримет правительство в 2016 году, чтобы сделать госторги максимально честными и открытыми для малого и серднего бизнеса.

Мера 1 - введение административной ответственности для должностных и юридических лиц

5 октября 2015 года президентом Российской Федерации подписан федеральный закон, предусматривающий изменения в Кодексе об административных правонарушениях. Согласно ему, с 5 января 2016 года для должностных лиц вводится административная ответственность за нарушение процедур торгов и продажи муниципального и государственного имущества.

Так же административная ответственность предусмотрена для юридических лиц за нарушение порядка заключения договора.

Согласно внесенным изменениям, государственные чиновники могут быть наказаны штрафом до 50 тысяч рублей (юридические лица - до 100 тысяч рублей) за несвоевременное или неполное размещение информации о предстоящих торгах и аукционах на официальном сайте torgi.gov.ru. Наказание может последовать за умышленное или случайное искажение сведений о госзаказе.

Вместе с тем устанавливается ужесточение ответственности за нарушение порядка допуска к участию в аукционах, приема и рассмотрения заявок, а так же во время процедуры определения победителя.

Ужесточились требования и к соблюдению условий договора. Теперь к административной ответственности можно будет привлечь за изменения условий заключенного договора в одностороннем или обоюдном порядке. То тесть ответственность наступает при внесении изменений в условия сотрудничества на стадии выполнения госзаказа, и отвечать за это будут не только чиновники, но и подрядчики.

Предполагается, что такие меры будут способствовать снижению коррупции. Однако эксперты видят две основные трудности для выполнения закона. Первое - штрафы достаточно мизерны по сравнению с суммами заключаемых госконтрактов, и желание получить “откат” будет преобладать над страхом наказания. Второе - не совсем понятно, кто будет осуществлять контроль и надзор за исполнением закона и как быстро удастся привлекать виновных к ответственности.

Мера 2 - расширение полномочий ФАС по контролю за закупками госкомпаний

Согласно постановлению кабинета министров, опубликованному на официальном портале правовой информации, инспекторам Федеральной антимонопольной службы расширены полномочия в сфере надзора и контроля за закупками “отдельных юридических лиц” - компаний, в которых свыше 50% активов принадлежит государству. Так же в этот перечень попадают муниципальные и государственные унитарные предприятия.

Теперь сотрудники ФАС смогут не только производить мониторинг системы госзакупок, но и приостанавливать заключение контрактов по поставкам инновационной и высокотехнологичной продукции и лекарственных средств в рамках лимита годовых объемов закупки.

Напоминаем, что в настоящий момент регулятор имеет право только на контроль за корректностью процедуры предоставления сведений о торгах. Основная трудность для выполнения постановления - ФАС и так нагружена работой, и осуществление контроля из-за неостатка времени может вылиться в формальное соблюдение предписаний.

Мера 3 - законодательное закрепление обязательного использования “независимых регистраторов”

О введении “независимого регистратора” в качестве обязательного условия для участия в госторгах и аукционах стали говорить с середины 2014 года. Тогда Минкомсвязи представило рабочую версию программы и предложила всем участником торгов опробовать ее работу. “Независимый регистратор” - плагин, устанавливающийся на браузер Internet Explorer, фиксирующий все действия участника аукционов на сайте торговой площадки и отсылающий данные в реальном времени на сервера ФАС.

С помощью регистратора можно восстановить весь порядок действий на торгах и, при необходимости, оспорить решение комиссии о выборе победителя. Ввести обязательную установку “независимого регистратора” планировали еще в начале 2015 года. Однако практика его использования показала, что программное обеспечение еще “сырое”, работает нестабильно, часто “зависает” и существенно замедляет работу компьютера. Множество пользователей после тестирования работы удаляли программу, поскольку считали, что она “препятствует нормальному взаимодействию с торговыми площадками”.

Также высказывались опасения, что “регистратор” может снимать и конфиденциальную информацию, не касающуюся работ на ЭТП. В настоящий момент создается соотвествующий законопроект, общественное обсуждение которого завершилось 26 августа 2015 года, после чего он был отправлен на доработку. По замыслу законотворцев, “независимый регистратор станет неотъемлемой частью информационной системы и будет стоять на страже интересов и прав участников и заказчиков госаукционов.

По замыслу разработчиков, он должен резервировать и хранить сведения о проведенных электронных аукционах, а также предоставлять доступ к этим данным в спорных ситуациях”. По мнению экспертов, ввод обязательной установки “регистратора” будет закреплен законодательно в ближайший год. Эта мера позволит упростить разбор спорных ситуаций и сделает работу на ЭТП более открытой и прозрачной. Однако, как и при всех нововедениях, первоначально будут возникать проблемы.

Резюмируя вышесказанное

Отметим, что правительство начинает ужесточать контроль за рынком госзакупок и предоставлять контролирующим органом больше полномочий. Законодательное закрепление ответственности чиновников в сочетании с усилением контроля и мониторинга системы поможет снизить число договорных тендеров.

Если государство приложит необходимые усилия для реализации принятых и подготовленных к рассмотрению правовых актов, то в гос. аукционах и торгах на первое место выйдет честная конкуренция. Тогда решающую роль в победе будут играть не личные “связи” а владение информацией и возможность свободно оперировать необходимыми объемами финансовых средств. В этом случае малый и средний бизнес может рассчитывать на помощь финансовых организаций, специализирующаяся на предоставлении услуг участникам электронных торгов, к которым относится и “ТаймКредит”.